Тракторы. Основные характеристики и классификация

Трактор - (новолат. tractor, от лат. traho - тащу, тяну), самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и др. работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями).
Классификация тракторов

По назначению
трактора разделяют на:
- промышленные трактора
- селькохозяйственные трактора


Базовые модели промышленных тракторов характеризуются большими, чем у сельскохозяйственных тракторов, тяговыми усилиями. Они выполняют землеройные, дорожно-строительные, мелиоративные и др. работы в агрегате с разнообразными навесными (бульдозерная лопата, снегоочиститель, экскаваторный ковш и т.п.) и прицепными (скрепер, грейдер и т.п.) машинами (орудиями).

Сельскохозяйственные трактора общего назначения в агрегате с соответствующими машинами (орудиями) осуществляют пахоту, культивацию, посев, уборку и др. работы. Наиболее мощные сельскохозяйственные трактора используются при освоении целинных и залежных земель для корчевания пней, удаления и запашки кустарников и др. работ.

В свою очередь сельскохозяйственные тракторы классифицируют по:
номинальному тяговому усилию
назначению ходовой части
типу ходовой части

Номинальное тяговое усилие — это усилие, развиваемое трактором в пределах максимального тягового КПД.

По номинальному тяговому усилию тракторы и самоходные шасси сельскохозяйственного назначения подразделяют на восемь тяговых классов:
0,6
0,9
1,4
2
3
4
5
6

Каждый класс имеет одну или несколько основных (базовых) моделей, а базовая модель - несколько модификаций. Модификации отличаются от базовой модели некоторыми особенностями устройства, но, как правило, у модификации и базовой модели одинаковые двигатель, трансмиссия и ходовая часть.

По назначению сельскохозяйственные тракторы подразделяют на: 
- тракторы общего назначения;
- универсально-пропашные;
- садово-огородные;
- специальные;

Тракторы общего назначения (тяговые классы 3, 4, 5 и 6) выполняют основные сельскохозяйственные работы, кроме уборки некоторых пропашных культур и междурядной обработки.

Универсально-пропашные тракторы (тяговые классы 0,6; 0,9; 1,4 и 2) предназначены для возделывания пропашных культур (посев и обработка междурядий); могут использоваться на небольших полях и на транспортных работах.

Садово-огородные тракторы и самоходные шасси малой мощности работают в садах, на ягодниках, огородных плантациях и выполняют транспортные работы.

Специальные тракторы (бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, трубоукладчики и др.), оборудованные специальными устройствами и механизмами, выполняют определенные работы на строительстве, мелиорации, виноградниках, на прокладке трубопроводов и т.п.

По типу ходовой части тракторы подразделяют на
колесные тракторы
гусеничные тракторы
Механизмы и оборудование тракторов

Силовая установка состоит из двигателя и обеспечивающих его работу устройств.

В силовую передачу входят:
сцепление
соединительная муфта
коробка передач
центральная и конечная передачи.

Наиболее распространены фрикционные муфты сцепления, иногда применяются гидродинамические и электрические. Механические ступенчатые коробки передач сельскохозяйственных тракторов имеют 6, 8, 15 и более передач, а промышленных - 3-6.

Через центральную передачу (обычно конический редуктор) вращающий момент подводится к ведущим колёсам гусеничных тракторов; у колёсных тракторов используется дифференциальный механизм. Конечные передачи (обычно цилиндрические редукторы) располагаются у ведущих колёс и служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссий и создания необходимого дорожного просвета.

В некоторых экспериментальных образцах тракторов применяются гидрообъёмные (гидронасос и гидромоторы) и гидромеханический (гидротрансформатор и механическая коробка передач) трансмиссии. Для получения особо низких скоростей движения трактора трансмиссии оборудуются дополнительными передачами - ходоуменьшителями.

Ходовая система колёсных тракторов состоит из:
подвески
осей (мостов)
колёс (направляющих и ведущих) с пневматическими шинами низкого давления.

Иногда для повышения проходимости применяются полугусеничный ход, уширительные решётчатые колёса и накидные почвозацепы.

Ходовая система гусеничных тракторов

состоит из
подвески
гусеничных цепей
ведущих колёс
опорных катков
поддерживающих роликов
направляющих колёс

Остов трактора обычно выполняется в виде рам различных конструкций.

Механизмы управления трактором состоят из:
рулевого управления
тормозов (ленточных или дисковых)

Изменение направления движения колёсных тракторов обычно осуществляется передними (направляющими) колёсами. Иногда для улучшения манёвренности в конструкциях тракторов предусматривается поворот всех 4 колёс, регулирование вращающих моментов на ведущих колёсах, относительно вращение передней и задней частей трактора при схеме с шарнирной рамой.

Поворот гусеничных тракторов производится изменением частоты вращения ведущих колёс правой или левой гусениц муфтами и тормозами; иногда применяется одноступенчатый планетарный механизм с двумя парами тормозов. Кабины устанавливаются на всех отечественных и большинстве зарубежных тракторов и служат для создания комфортных условий работы тракториста.

Электрооборудование трактора состоит из:
источников электрического тока (аккумуляторной батареи и установленного на двигателе генератора)
приборов для пуска двигателя, освещения пути и рабочих машин (орудий), вентиляции кабины, подачи звуковых и световых сигналов
Эксплуатационные показатели

Основные эксплуатационные показатели трактора подразделяют на:
технико-экономические
технические
агротехнические

Технико-экономические показатели:
производительность в агрегате
тяговые качества
трудоёмкость обслуживания и ухода
металлоёмкость и др.

Технические показатели:
устойчивость трактора (продольная и поперечная)
лёгкость управления
удобство работы персонала (наличие кабины, контрольных приборов; число мест для сидения)

Агротехнические показатели:
удельное давление на почву
проходимость в междурядьях (дорожный просвет, абрис, защитные зоны)
манёвренность в агрегате
плавность хода
точность следования по заданному направлению

дата: 17.09.2009
  
© 2009-2017. Agrin Group.
При использовании материалов - ссылка обязательна.